Почему продукты в магазинах дорожают, и кто за это платит
Пиратство - Торрент-треккеры – бизнес или нет?
С лета 1999 года по лето 2005-го я нес вахту в ведущих торговых сетях Москвы. Должность моя называлась закупщик, или байер. Занимался я централизованными закупками всего алкоголя. Представляете, сколько продает этой дряни в день какой-нибудь "...."?! Поставщики висели на мне гроздьями, телефон разрывался и днем и ночью. Размер посулов зависел только от моей фантазии...
За мной, читатель! Я покажу тебе мир, о существовании которого ты и не догадывался. А ведь он совсем рядом, стоит лишь зайти в любой сетевой магазин и остановиться перед стеллажами с товарами и ценниками, значения на которых растут с каждым днем. Почему? Правда, почему? Ведь в Европе, Америке продукты дешевеют, а у нас как будто и кризиса никакого нет — дорожают. И ничего с нашими ценами не сделаешь. Вроде и покупательная способность рубля падает, и доходы населения уменьшаются, а цены растут. Нам объясняют про импортную составляющую, про инфляцию. Да, да, все так. Но знаете ли вы, что, проходя через прилавки, практически любой товар "утяжеляется" откатом, который заплачен за попадание товара в магазин? Что, покупая, мы обогащаем людей, из-за жадности которых цена на товар оказывается завышена как минимум на 40 процентов?
Где тут вход?
Итак, кто же такие байеры? Не удивлюсь, если многие из них — миллионеры, источник доходов которых — взятки. Вот вам вся система изнутри и по порядку.
Представьте, что вы представитель торговой компании. Вы производите товары народного потребления, или импортируете их из-за рубежа, или просто являетесь крупным дистрибутором какой-либо продукции. Естественно, вам необходимо все это продавать, и вы начинаете забрасывать закупщика электронными письмами с предложениями. Все остальное пропустим: и то, что на ваши письма нет никакого ответа, и поиски людей, которые бы вывели вас на байера из нужной вам сети, и раздобытый телефончик Наташи из "Б.", которой можно позвонить, и холодный тон самой Наташи и ее обещания связаться, "если ваше предложение заинтересует", и очередные две недели ожидания. Наконец, вы звоните своему знакомому, который и вывел вас на Наташу, и жалуетесь на отсутствие результата. Далее между вами происходит следующий диалог:
— Старина, а что ты ей предложил?— говорит он.
— В смысле?— отвечаете вы.
— Ты не понимаешь?
— Нет, не понимаю.
— Ты не заинтересовал ее?
— Как это понимать?
— Тебе надо было объявить ей размер отката от предполагаемого объема продаж.
— Ну, пусть она вышлет мне договор, там есть все эти цифры, я согласую с учредителями.
— Слушай, ну ты и придурок! Да при чем тут договор! Договор — это само собой, а ей, лично ей, ты почему ничего не предложил?
— А что, надо было?
— А зачем ты вообще ей нужен в таком случае?
И вот вы звоните во второй раз. Наташа: "Я же сказала, что позвоню сама". Но вы сразу берете ее в оборот и предлагаете встретиться в ресторане и "поболтать за чаем". Голос на другом конце телефонной линии теплеет: "Ну, где-нибудь в центре, в районе восьми вечера". Вы получаете в кассе представительские и, окрыленный, несетесь в оговоренное место. Наташа немного опаздывает. Где-то на полтора часа, не больше. Наконец она появляется: безвкусно одетая, в золотых побрякушках и в адском макияже. Усаживается напротив вас, заказывает салат, минеральную воду без газа, суши, десерт и чай с бергамотом, закуривает и произносит: "Ну, я вас слушаю".
Чувствуя себя уголовным преступником, вы предлагаете ей "учесть личный интерес" и погружаетесь в систему подсчетов и поиска компромисса в закупочных ценах. На следующий день она "скидывает по мылу" договор. Вы читаете его и машинально чертите на бумаге схему стартовых расходов по новому сетевому проекту:
Вступительный взнос в сеть (в обмен на подписанный договор поставки).
Взнос за каждую единицу товара.
Взнос за каждый вновь открываемый магазин.
Взнос за расширенное полочное пространство.
Ежеквартальный ретро-бонус (официальный откат в торговую сеть, оформленный документально-юридически): столько-то процентов от оборота.
Наташин интерес: все те же самые пункты, но разделенные на два...
Затем вы начинаете искать, где же взять эти деньги. Ответ прост: только из цены товара. И выбор прост: или продавец будет меньше зарабатывать сам, или переложит все эти расходы на покупателя.
Меняю хамон на корм для таксы
"Департамент закупок", а именно так в торговой сети именуется это подразделение, по внешнему виду чем-то напоминает голливудский полицейский участок. Там помимо столов, тумбочек, стульев, вешалок и оргтехники возвышаются несколько огромных пивных холодильников, в которых кроме пива хранятся горы съедобных "образцов". Именно так, "образцами", называют байеры то, что тащат к ним. Несколько лет назад я собственными глазами видел холодильник, забитый банками черной белужьей икры. Так как красную никто из байеров не ел. До тех пор, пока икру черную не запретили продавать, красная раздавалась коллегам, в соседние отделы: бухгалтерию и транспортный. Водится у байеров в изобилии и испанский хамон, лучшие сыры, осетрина и севрюга, всевозможные консервированные деликатесы, и все это полная халява. В дальнем углу — огромный ящик, доверху набитый свежайшими экзотическими фруктами. Здесь нет места банальным бананам и скромным яблокам. Ящик ломится от ананасов, таиландских продолговатых манго по 300 рублей штука, тяжелых кистей французского мускатного винограда, от гренадилл, мешков с кумкватом, роскошных питахай, свежайшей клубники и прочих неисчислимых фруктовых изысков. Также в "департаменте" непременно имеется бар — низкий, но очень вместительный холодильник, укомплектованный всем, что только может пожелать в меру пьющий организм. Виски не ниже чем восемнадцатилетней выдержки, абсент, коньяки не ниже "ХО", кальвадос, текила, арманьяк, вина итальянские, французские и аргентинские, португальские портвейны, шампанские, пять или шесть сортов нефильтрованного пива и лед в специальной леднице. Большой популярностью у байеров пользуется "завтрак a-la continente": ломтики свежайшей малосольной лососины и к ним рюмка черной английской водки.
Каждый из байеров ведет какую-то определенную товарную группу. Под их рабочими столами нет свободного места, так много там сложено всевозможных "образцов". В департаменте процветает бартер. Можно запросто выменять на бутылку коньяка складное шведское кресло или килограмм осетрины горячего копчения. "Фруктовый" байер "махается" кумкватом и дынями на кухонную посуду, а "бакалейщица" меняет банки лучших консервов на мешки корма для своей таксы.
Получив от поставщика вступительный взнос однажды, байер раз в квартал получит ...читать дальше
Источник - Коммерсант Деньги